Новый подрядчик – ГБУ «Севастопольский автодор» – приступил к капитальному ремонту улицы Суворова. С предыдущей компанией расторгли контракт из-за грубых нарушений технологии укладки исторической брусчатки, о чём телеканал «НТС» снял несколько сюжетов в прошлом году. Теперь же подрядчик применяет технологию, которая вызывает вопросы у обеспокоенных горожан.
Ремонт улицы Суворова не получилось сделать образцово-показательным, на что с оптимизмом рассчитывал директор Департамента транспорта Павел Иено, когда предыдущий подрядчик приступил к укладке исторической брусчатки в августе 2021 года.
ПАВЕЛ ИЕНО, директор Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства Севастополя: «Мы ходим, лично смотрим за укладкой, мы вместе собирали брусчатку, укладывали в ящики, вывозили на территорию ГБУ «Севастопольский автодор». Поверьте, мы сами хотим сделать эту улицу образцово-показательной, сохранив её аутентичный вид. К подрядчику, я соглашусь, есть замечания, в том числе и по укладке брусчатки. Локально мы выявляем замечания и картами мы будем это устранять. Разбирать, перекладывать заново».
Однако с того времени утекло много воды: с казалось бы простым заданием – укладкой брусчатки – подрядчик не справился: оставил зазоры между камнями, не подобрал их по размеру и форме, и просто уложил на песчаную основу, которую вымывало дождями. Теперь Департамент заключил контракт с подведомственной компанией – ГБУ «Севастопольский автодор». Обновлённый проект прошёл экспертизу, и согласно нему новый подрядчик приступил к работам. Теперь проезжую часть, на которой раньше лежал асфальт, решили «сковать» в бетон.
СТЕПАН САМОШИН, заместитель председателя Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Мы видим, что на части улицы уже уложен бетон. Не знаю, как насчёт асфальта, но укладка брусчатки не требует такого основания. Поэтому и возникает вопрос: что же здесь будет?И одновременно с этим вопрос: куда же будет деваться вода – в любом случае – асфальт это или брусчатка. На самом деле укладка гранитной брусчатки – это не высшая математика, не нужно быть семи пядей во лбу. С этим справится любой разнорабочий. Главное – действовать по технологии. Эти технологии известны, книги есть в открытом доступе. Есть определённые принципы укладки рядов, их перевязке, требования к самой брусчатке».
Новая брусчатка вызывает негодование. По сравнению с историческими, дореволюционными булыжниками она намного меньше. Такая, уверен Степан Самошин, не соответствует параметрам брусчатки, которую можно использовать для мощения проезжей части.
«Во-первых, у неё должны быть параллельные грани – верхняя и нижняя. Видно, что они не параллельны, они и не могут быть параллельны, потому что они колоты. Во-вторых, боковые грани видно, что пиленные, а должны быть колотые, и должны вниз идти со скосом, то есть она должна быть трапециевидной. Здесь она со скосом. И она небольшого размера. В итоге её, конечно, можно уложить, перерезать ленточку, но, думаю, что такой камень через несколько дней просто машины разметают по улице».
Рискует расколоться под колёсами машин и историческая брусчатка, вымощенная в начале улицы Суворова. Здесь всё осталось в прежнем виде: булыжники уложены с зазорами и без перевязки рядов. Представителя Дирекции по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Виктор Кологримов пообещал, что брусчатку переложат, когда сделают участок от пересечения с улицей Марата до улицы Людмилы Павличенко. Также сотрудник Дирекции рассказал, зачем на проезжей части улицы Суворова обустраивают бетонное основание, и почему закупленная брусчатка гораздо меньше исторической.
ВИКТОР КОЛОГРИМОВ, начальник отдела технического контроля и лаборатории ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя»: «Размеры её чётко прописаны и чётко соответствуют утверждённой ранее проектной документации. Изменения на сегодняшний день в какие-либо проектные решения по объекту не вносились. У нас будет дополнительный слой, который будет выполнять дренирование, и при этом должен быть слой усиления конструкции дорожной одежды. Он выполнен, согласно проектной документации, из жёсткого бетона. И технологически нам необходимо осуществить набор его прочности после устройства, и мы разливаем плёнкообразующий материал – в нашем случае это битумная эмульсия».
Однако историк Степан Самошин считает, что к ремонту улицу Суворова, и вообще всех объектов на Центральном городском холме, нужно подходить более основательно, бережно и не мучить исторические объекты постоянными переделками.
СТЕПАН САМОШИН, заместитель председателя Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «В целом, мне кажется, что для Центрального городского холма нам нужен отдельный приоритетный проект по Севастополю такой же, как это в своё время было сделано в Евпатории – проект «Малый Иерусалим». Только лучше и масштабнее. Он не требует таких уж вложений, но эффект может быть очень большой, потому что Центральный городской холм – это архитектурное и историческое сокровище нашего города, потенциал, который мы до сих пор полностью не используем».
Капитальный ремонт улицы Суворова длится уже более полутора лет. Теперь его обещают завершить до конца текущего года.