Официальный сайт
Фонд государственного имущества
Государственное казенное учреждение Севастополя
+7 (8692) 55-98-73
299011, г. Севастополь, ул. Марата, 15
sev-fond@mail.ru
Как начинался Севастополь: пришёл флот и построили бани
Главная » Новости » Как начинался Севастополь: пришёл флот и построили бани

Сегодня, 14 июня, Севастополь отмечает свой 234-й день рождения. Именно в этот день – 3 июня по старому стилю – в 1783 году были заложены четыре первые каменные постройки города на берегах Ахтиарской – ныне Севастопольской бухты.

Более чем за два века Севастополь претерпел немало внешних изменений, но для большинства горожан он по-прежнему остается тем самым белокаменным городом военных моряков, надежным оплотом южных рубежей Российской империи со своими уникальными особенностями, характером и традициями.

Город обустроили в кратчайшие сроки

Историк , автор учебного курса «Севастополеведение» Екатерина Алтабаева рассказала ForPost, что даже по сегодняшним меркам белокаменный город был возведен и обустроен в рекордно короткие сроки, о чём свидетельствуют документы, оставленные императором Австрийской империи Иосифом  Вторым и послом Франции при екатерининском дворе графом Луи Филиппом де Сегюром.

«После указа Екатерины Второй о фактическом основании города 3 июня по старому стилю, спустя всего четыре года, в 1787 году, — уже был вполне устроенный город. Конечно, он был маленький по количеству жителей. Невелик он был и по протяженности улиц. Но это был город, и это подтверждают документальные записки из окружения царицы. Очень хорошо написал Сегюр о том, что в таком отдалении, за две тысячи верст, всего за несколько лет построен город и флот, и это чудо деятельности созидательной. И, конечно, это безусловная заслуга Григория Александровича Потемкина», – рассказала Екатерина Алтабаева.

Пристани и бани

Согласно историческим источникам, первыми каменными зданиями, заложенными в Севастополе, стали часовня Святого Николая (современный Дом офицеров), дом командующего на площади Нахимова, кузница (современный пассажирский порт) и пристань, которая впоследствии получила название Графская.

Однако, по словам Екатерины Алтабаевой, всё это появилось чуть позже. Сначала пришёл флот и была создана инфраструктура для моряков.

Осенью 1782 года на территорию прибыли два фрегата «Осторожный» и «Храбрый», которые везли команду. Должны были промерить Ахтиарскую бухту, изучить береговую линию. Они попали в совершенно пустынную местность. Был только небольшой поселок на несколько домов Ак-Яр, современная Сухарная балка. Весь  современный центр города и Северная сторона представляли собой низкорослый лес, в котором жители охотились.

«Сначала сюда пришли корабли Азовской, а потом Донской флотилии. Первое, что построили моряки, это пристани. На пристанях, конечно, нужны были магазины, склады для хранения и прежде всего бани. Русского человека без субботней бани невозможно представить. Вот с этого началось строительство Севастополя», – рассказала историк.

Потемкинские свадьбы

После того, как нижние чины – прежде всего отставных матросов – поселили на Корабельной стороне и Центральном холме, настало время подумать о том, чтобы увеличить население полуострова. Для этого организовывали так называемые потемкинские свадьбы. Для солдат и матросов, которые воевали за Крым и Севастополь, привозили жен из южных областей и губерний России. Одни из них были выкупленные у помещиков крепостные, другие – вольные женщины и девушки, добровольно согласившиеся приехать. Были вдовы и сироты.

«В районе Перекопа выстраивали с одной стороны солдат, напротив – женщин. Их одного к другому подводили: кто против кого пришелся. И говорили, что теперь они супружеская пара. Такие семьи попали в том числе и в Севастополь, на Корабельную сторону. Это были первые жители нашего города», – отметила Екатерина Алтабаева.

Город с традициями

По мнению преподавателя истории и обществознания школы №61 Людмилы Девушкиной, особенность Севастополя в том, что в этом городе нашлось место даже тем историческим фигурам, которые никогда не бывали на этой земле.

Яркий пример — командир подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок  Балтийского флота Александр Маринеско. Он никогда не был в Севастополе и не принимал участия в боевых действиях на Черном море, но его имя носит одна из улиц Севастополя, а в городской школе №61 создан музей его имени.

«В 1945 году подводная лодка С-13 потопила германский пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», по характеристикам равный пяти «Титаникам». Это был первый пароход в составе военно-морского флота Вермахта. На нем находились члены экипажа, которых готовили для укомплектования 70 современнейших на тот момент подводных лодок», – рассказала Людмила Девушкина.

Историк добавила, что Севастополь уникален и тем, что в этом годе живут моряки и подводники со всех флотов России.